Получите бесплатную консультацию. У нас самые лучшие цены.

Горячая линия: 8(846)300-444-0

Часы работы: 9am-6pm пн.- пт.

Корзина

В БОРЬБЕ ЗА КАЧЕСТВО БИТУМА. ПОД ПРИЦЕЛОМ РАСХОДНАЯ ЁМКОСТЬ

Вопросы, связанные с качеством битума у многих дорожников уже вызывают оскомину. Этой теме посвящено множество страниц технической литературы. Варианты решения проблемы предлагаются как рядовыми работниками отрасли, так и мамонтами дорожного хозяйства. Но о том, что продукт изначально должен быть хорошим никто не спорит. Данное условие обязательное, однако, не достаточное.

Эта статья посвящена проблеме сохранения качества вяжущего при его подготовке к смешению с минеральными составляющими асфальтобетонной смеси. Технология (рис.1), в зависимости от имеющегося оборудования, условий поставки и хранения вяжущего, может включать различные операции и разнится от одного предприятия к другому. Этап же подготовки битума в расходной ёмкости ни хранением в наземных резервуарах, ни высококачественной логистикой, ни современными нагревательными системами, не устранить. Поэтому все проблемы данного технологического цикла остаются актуальными и, пока что, нерешёнными.

Напомним, что расходная ёмкость располагается в непосредственной близости к асфальтосмесительной установке (АСУ) и предназначается для хранения битума с рабочей температурой (в зависимости от марки битума она составляет от 140 до 160 оС) и подачи его в дозатор АСУ.

В расходную ёмкость битум поступает с рабочей температурой, минуя, как правило, этапы хранения и обезвоживания. Доведение вяжущего до требуемой температуры осуществляется в резервных (битумоплавильных) котлах. И даже при «работе с колёс» резервная ёмкость не исключается из схемы подготовки битума.

Технологически подача битума из рабочего котла в дозатор осуществляется шестерёнчатым битумным насосом. Битум забирается из нижней части ёмкости и по прямой ветви битумного провода подаётся в дозатор АСУ, излишки же вяжущего по возвратной ветви сливаются обратно в ёмкость (рис.2). Процесс повторяется многократно в течение всей рабочей смены. Так работают смесительные установки, производимые на территории постсоветского пространства.

Подобная схема работы оборудования имеет только отрицательные стороны, которые упорно не хотят видеть производители асфальтосмесительных установок. Слив битума из возвратной ветви битумопровода является причиной активного взаимодействия битума с кислородом воздуха и его деградации. В сочетании с высокой технологической температурой интенсивность старения увеличивается в разы.

Непрерывная циркуляция битума не может быть даже использована для смешения битума с добавками ввиду своей неэффективности и, в случае применения таковых, приходится приобретать дополнительное оборудование, а процесс подготовки битума удлиняется ещё, как минимум на 1-2 часа. Поэтому на сегодняшний день подобная технология подачи битума в дозатор является пережитком прошлого.

Для обеспечения неизменности качества битума в расходной ёмкости при приготовлении асфальтобетонных смесей необходимо уменьшить температурное воздействие на вяжущее или время воздействия и устранить непрерывную циркуляцию в расходной ёмкости.

С этой целью предлагается уменьшить расходную ёмкость до объёма, не превышающего часовой потребности в битуме. При этом её можно разместить непосредственно на АСУ над битумным дозатором, что обеспечит поступление вяжущего в дозатор даже самотёком.

Такая компоновочная схема исключает циркуляцию битума.

Для уменьшения температурного воздействия на вяжущее следует снизить температуру подготовки битума в битумоплавильных агрегатах (резервных ёмкостях) до температуры не более 110-120 оС (даже в случае обводнения битума при хранении, данной температуры достаточно для обезвоживания). Нагрев же вяжущего до температуры, требуемой для смешения с каменными материалами, должен осуществляться в ёмкости интенсивного нагрева, которая факультативно может служить местом смешения с поверхностно-активными (или иными) добавками. Для обеспечения этих функций ёмкость должна быть снабжена нагревательными элементами с развитой теплоотдающей поверхностью и устройствами, обеспечивающими перемещение нагреваемой массы (мешалка либо циркуляционный насос). Ёмкость интенсивного нагрева размещается между резервной ёмкостью и рабочим котлом, её полезный объём не должен превышать часовой потребности смесительной установки в битуме. Таким образом, за время пока используется битум расходной ёмкости (не более часа), подготавливается новая порция вяжущего в ёмкости интенсивного нагрева.

В целом технология включает следующие этапы (рис.3):

- подача битума из хранилища либо битумовоза в резервные ёмкости;

- разогрев вяжущего до температуры не более 110-120 оС;

- подача битума в объёме, не превышающем часовой потребности в битуме, в ёмкость интенсивного нагрева;

- подача поверхностно-активных и иных добавок (при их применении) в ёмкость интенсивного нагрева;

- нагрев битума в течение часа до рабочей температуры и перемешивание с поверхностно-активными веществами (при их применении);

- подача битума в расходную ёмкость;

- подача битума в битумный дозатор.

При подобной схеме подготовки вяжущего время пребывания его при высокой температуре (140-160 оС) не превышает двух часов, а, кроме того исключаются негативные последствия циркуляции битума, ввиду исключения её из технологического процесса (перемешивание в ёмкости интенсивного нагрева при помощи насоса осуществляется без слива битума на поверхность). Следует также ожидать, что с внедрением предложенной технологии затраты энергии на нагрев вяжущего будут снижаться, так как за счёт перемещения нагреваемой массы мешалкой (насосом) передача тепла от нагревателей будет осуществляться путём вынужденной конвекции. А, кроме того, снизятся затраты на компенсацию тепловых потерь от поверхности резервного и рабочего котлов, вследствие уменьшения температурного градиента между поверхностью резервного котла и окружающей средой (за счёт снижения конечной температуры нагрева в котле) и уменьшения теплоотдающей поверхности рабочего котла (за счёт уменьшения его габаритных размеров).

Даже в случае, если битум поступает на асфальтобетонный завод с рабочей температурой (140-160 оС) преимущества технологии не исключаются. При этом в ёмкости интенсивного нагрева происходит лишь смешение с адгезионными (и иными) добавками (без разогрева), либо работа может осуществляться минуя ёмкость интенсивного нагрева.

Предлагаемая энерго- и ресурсосберегающая технология по своей сути является новым направлением развития оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей.

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

*

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять